Психология и Психотерапия


главная     о проекте     консультация


 

Психотерапевтический подход Вильгельма Райха

 

    Видный психолог, один из первых последователей Зигмунда Фрейда, деятельный психотерапевт, поначалу истовый психоаналитик и в последующем реформатор психоанализа Вильгельм Райх указывал: кроме постоянного совершенствования в овладении терапевтической техникой работы с различными психологическими нарушениями - будь то невроз, астения, депрессия или страхи, психотерапевт должен непременно заботиться и о своем личном духовном росте. В своей работе с пациентом, как в психологическом, так и в физическом ее аспекте, психолог должен преодолеть всякую боязнь откровенно «сексуальных» звуков и «оргазменных истечений» — так проявляется свободное движение энергии в теле человека.

    Элсуорт Бейкер, один из ведущих последователей психотерапии Райха в Соединенных Штатах, предостерегает: «Психоаналитик не должен и пытаться лечить пациентов, озабоченных такими проблемами, будь то неврозы или депрессия, с которыми он не способен справиться в себе самом, как не должен он и ожидать, что пациент будет делать что-то такое, чего бы врач не смог и не сможет сделать сам» (Baker, 1967). А вот что пишет другой выдающийся продолжатель дела Райха:

    «...Какие бы методы освобождения эмоций, зажатых в мускулатуре пациента, ни использовал в своей работе психотерапевт, успеха он может достичь лишь при одном непременном условии: он должен постоянно держать под контролем и сознавать свои собственные чувства, быть способным до конца сопереживать своему пациенту и в своем собственном теле ощущать результаты тончайших движений энергии пациента» (Boadella, 1973, р. 365).

    Ник Ваал (Nic Waal), одна из наиболее выдающихся психиатров Норвегии, так писала о совместном терапевтическом опыте с Райхом:

    «Когда Райх буквально крушил все мое существо, устоять я могла только потому, что любила истину. И как ни странно, истина меня не уничтожила. Какие бы терапевтические приемы он ни применял, я всегда слышала его ласковый голос, он всегда сидел рядом и вынуждал смотреть прямо ему в глаза. Он принимал меня как личность, а крушил только мое тщеславие и мою фальшь. В те минуты я поняла, что истинная честность и истинная любовь как в терапевте, так и в родителе есть порой просто мужество, когда это необходимо, быть внешне жестоким. Однако для этого нужно обладать недюжинными способностями настоящего психотерапевта, опытом и навыками, а также знать точный диагноз пациента» (Boadella, 1973, р. 365).

    Райх был широко известен как блестящий и настойчивый в достижении своих целей психотерапевт. Даже будучи ортодоксальным психоаналитиком, со своими пациентами он был поразительно честен и до жестокости прямолинеен.

Оценка

    Райх был ведущим профессионалом в области психосоматики и телесно-ориентированной психотерапии. В сущности, до сих пор лишь крохотное меньшинство психологов, осуществляющих психологическую помощь, проявляют интерес к психосоматике. Тем не менее понимание значения физических особенностей пациента и узлов напряжения в его теле как важных сигналов для постановки диагноза в научных кругах психологии и медицины непрерывно растет. На многих психотерапевтов большое влияние оказал труд Фрица Перлса, который прошел курс психоанализа с Райхом и многим был обязан его теориям.

    Внимание Райха к мышечному панцирю и эмоциональной разрядке с помощью работы с телом пациента вызывает гораздо меньший интерес, чем оно того заслуживает. До сих пор в психологии остается спорной проблема поощрения пациента в ходе психологической консультации и последующей психотерапии к свободному выражению подавленных эмоций, таких, например, как гнев, страх и агрессия.

    Так, Леонард Берковиц (Berkovitz, 1973), который много лет экспериментально изучал явления агрессии и насилия, подвергал резкой критике то, что он назвал вентиляционистским подходом в психотерапии и психологическом консультировании, когда основное внимание уделяется освобождению закупоренных эмоций, вытесненных в бессознательное. Берковиц приводит ряд экспериментальных данных, показывающих, что поощрение к выражению чувства агрессии может лишь усилить это чувство, а также связанное с ним чувство вражды к внешнему миру и последующий стресс. Согласно бихевиористской теории, поощрение к высвобождению данной эмоции в рамках консультации психолога действует как поддержка и поощрение соответствующего поведения, тем самым увеличивая вероятность того, что в будущем эта эмоция и сопутствующее ей поведение будут выпущены, как джинн из бутылки.

    Подобная критика говорит лишь о весьма поверхностном понимании идей Райха, который никогда не практиковал психотерапии эмоционального освобождения лишь ради него самого. Возможно, отчасти и верно утверждение о том, что выброс сильных эмоций нередко ведет к их рецидиву. Тем не менее Райх всегда делал акцент на необходимости разрушения панциря, блокирующего наши чувства и искажающего психологические и физические проявления в поведении человека.

    Более убедительная критика теорий Райха относится к его представлениям о так называемом генитальном характере как об идеальном и вполне достижимом состоянии человека. Келли (Kelley, 1971) указывал, что Райх разработал систему, которая, похоже, обещает стать панацеей. Успешное лечение невроза должно полностью освободить пациента от панциря, в результате чего мы получаем «законченный продукт», который не нуждается ни в дальнейшем росте, ни в совершенствовании.

    Лежащая в основе этого метода концепция представляет собой такую модель отношений между врачом и пациентом, которая предполагает, что пациент приходит в кабинет психолога для того, чтобы тот «исцелил» его, оказав срочную психологическую помощь. В психотерапии по большей части работает именно эта модель, но она вызывает доверие благодаря допущению, что психотерапевт здоров (т. е. свободен от панциря), а пациент болен. По отношению к психотерапевту пациент стоит, как минимум, на ступеньку ниже; в процессе психоанализа или психологического консультирования он, как правило, вынужден играть пассивную роль, во всем полагаясь на искуснейшего, всемогущего целителя и его поразительное искусство, смахивающее чуть ли не на волшебство.

    Вместе с тем такая модель психологической консультации вынуждает психотерапевта постоянно находиться в колоссальном напряжении: перед пациентом он всегда должен представать как существо высшего порядка, которое никогда не ошибается, которое всегда право.

    Овладение искусством освобождения от мешающих нашему нормальному существованию блоков есть лишь один аспект нашего совершенствования. Самодисциплина и целенаправленное поведение также играют в этом существенную роль, требуя определенной степени контроля над нашими эмоциями.

    «Блоки, сковывающие наши чувства, которые Райх назвал «панцирем», есть результат способности человека контролировать собственные чувства и поведение и таким образом направлять свою жизнь по тому пути, который он сам избрал. С одной стороны, это защита самости от негодных эмоций и стресса, с другой — концентрация энергии поведения на достижении конкретных целей» (Kelley, 1971, р. 9).

    Таким образом, индивид не может, да и не должен, полностью «сбрасывать» с себя свой панцирь. Проблема равновесия между самоконтролем и свободным самовыражением как часть непрерывного процесса совершенствования не входила в круг проблем, рассматриваемых Райхом.

    Уделяя основное внимание задаче разрушения блоков, сковывающих наши эмоции, Райх был склонен переоценивать роль формирования панциря и сопротивляемости индивида. Человеческую личность он описывал почти исключительно в терминах, которыми пользовался при описании панциря. «В психоанализе, после Фрейда, личность функционирует для того, чтобы оказывать постоянное сопротивление. Для него [Райха] личность человека есть панцирь, сформировавшийся благодаря хроническому „затвердеванию“ нашего эго. Смысл и назначение этого панциря состоит в защите человека от внутренних и внешних опасностей» (Sterba, 1976, р. 278). И, тем не менее, человеческая личность — это не только одна лишь ригидность плюс набор защитных механизмов.

    Теории Райха в области психотерапии и психологического совершенствования человека по большей части просты и ясны, впрочем, как и его психотерапевтические приемы (West, 1994). Он оставил после себя значительный объем клинических и экспериментальных материалов, хотя и до сего дня его идеи остаются слишком противоречивыми, чтобы получить широкое распространение и признание. Тем не менее, интерес к его концепции человеческого тела возрастает, и увеличение числа телесно-ориентированных исследований является одной из наиболее волнующих возможностей для будущего психологии.

 

другие статьи о психотерапии   1   2   3


   Тренинговая компания "Бизнес Партнер" – бизнес тренинги, тренинги для руководителей, корпоративные тренинги, обучение и развитие персонала

    психологическая помощь  Консультация психолога, психотерапевта, психоаналитика в Москве - Психологическое консультирование. Психотерапия (неврозы, психоастении, депрессии, страхи).Психоанализ.

        психологическая помощь Депрессия, лечение депрессии; психологическая консультация и помощь психолога (Москва).