ППсихология и Психотерапия


главная     о проекте     консультация


 

Психотерапия Альфреда Адлера

 

    Задача психотерапии и психоанализа Адлера — помочь человеку перестроить свои предположения и цели, чтобы они приобрели наибольшую общественную полезность. Последователь основателя психоанализа Зигмунда Фрейда, оставивший своего учителя и развивший собственный подход в психологии и психотерапии, Альфред Адлер, как практикующий психолог и психотерапевт, определяет три главных аспекта психотерапии: исследование специфического жизненного стиля пациента, помощь пациенту в понимании самого себя и усиление его социального интереса.

    На консультации психолога или психотерапевта «необходимо шаг за шагом раскрывать: недостижимую цель превосходства над всем вокруг; нарочитое сокрытие этой цели; всеподавляющую, направляющую жизнь пациента власть этой цели; недостаток у больного свободы и его враждебность по отношению к человечеству, которые определяются этой целью».

 

Исследование жизненного стиля

 

    Психотерапия, практика психологического консультирования требуют взаимодействия. Одна из первых задач психологической консультации — обратиться к целям и ожиданиям каждого пациента. Пациенты часто ждут от психотерапевта или психоаналитика той же ответной реакции, какую они получали от всех остальных. Пациент может испытывать страх, чувствовать, что его не понимают, не любят или несправедливо с ним обращаются. Психотерапевт должен тщательно избегать действий, которые подтвердили бы эти ожидания, погруженные в бессознательное пациента.

    Поскольку жизненный стиль в основе своей есть единое целое, психолог в ходе психологической консультации и последующей работы ищет темы, которые проходят через все поведение человека. Чтобы определить жизненный стиль пациентов, Адлер расспрашивал об их ранних воспоминаниях, наиболее ярких событиях детства: «Нет „случайных воспоминаний“, из бесчисленного множества впечатлений человек выборочно запоминает только те, которые, как он чувствует, хотя и смутно, имеют отношение к его ситуации».

    «Даже ложь пациента представляет для меня ценность... Ведь это его ложь и ничья больше! Что он не может замаскировать, так это свою самобытность».

    Адлер подчеркивал также важность выразительного поведения, проявляемого пациентом в кабинете психолога, включая позу и интонацию: «Я нахожу, что очень полезно вести себя как во время пантомимы, то есть иногда я не обращаю внимания на слова пациента, а вместо этого угадываю его более глубокие намерения по его реакциям и его движениям в данной ситуаций».

    Адлер предполагал, что жизненный план пациента развивался под влиянием негативных условий, поэтому психотерапевт должен внимательно искать органическую неполноценность, избалованность или заброшенность в детстве пациента.

 

Содействие пониманию себя

 

    Адлер, как психолог, видел главную проблему большинства пациентов и, соответственно, причину невроза в наличии у них ошибочной схемы апперцепции, обусловленной недостижимой и нереалистичной целью достичь превосходства над остальными. Одна из важнейших задач консультации психотерапевта и последующей психотерапии — помочь пациентам понять свой собственный жизненный стиль, включая основной подход к жизни. Только когда человек начнет понимать самого себя, он сможет исправить свой неадаптивный стиль жизни, проявившийся, к примеру, в депрессии:

    «Пациента нужно привести в такое состояние чувств, в котором он захочет слушать и захочет понимать. Только тогда на него можно повлиять, чтобы он стал жить так, как он понял». Понимание себя означает умение видеть ошибки, которые человек делает, постоянно преодолевая обычные ежедневно возникающие трудности. Понимание себя, в том числе на консультации психотерапевта, помогает лучше понять мир и свое место в нем.

    «Согласно Адлеру, успех психотерапии всегда зависит от пациента. Реальные изменения в состоянии пациента могут быть достигнуты только его собственным трудом... На лечение невроза и выздоровление всегда следует смотреть не как на успех консультанта, но как на успех пациента. Психолог-консультант может только указать на ошибки, пациент сам должен выбрать правильную жизнь».

    Адлер придавал больше значения умению понимать последствия нашего поведения, чем подробному изучению наших внутренних переживаний. Для Адлера настоящее постижение человеческого характера — это не просто абстрактное знание. Это понимание, превращенное в конструктивное действие - так понимается и помощь психолога.

    «Психотерапия и психологическое консультирование — это упражнение в сотрудничестве и проверка сотрудничества. Мы можем достичь успеха, только если по-настоящему интересуемся другим человеком».

 

Усиление социального интереса

 

    Психотерапия — это совместное дело врача и пациента, помощь психолога и поддержка, которые помогают больному научиться сотрудничеству и развить в себе социальный интерес: «Задача врача или психолога — создать у больного опыт общения с дружески настроенным к нему человеком и потом позволить перенести проснувшийся социальный интерес на других».

    «Мы можем достигнуть успеха только при условии неподдельного интереса к другому. Мы должны уметь смотреть его глазами и слышать его ушами. В наше общее понимание он должен вносить свой вклад... Даже если мы чувствуем, что поняли его, у нас не может быть никаких доказательств своей правоты до тех пор, пока он сам не понял то же, что и мы».

    Как указывал Адлер, во многих случаях психотерапевт должен дать пациенту заботу, поддержку и возможность сотрудничать, то есть все то, что тот не получил от своих родителей. Адлер был убежден, что ядром большинства психологических проблем (стресса, страха, депрессии) является забота только о себе, а не о других. Поэтому он считал, что главная задача психотерапевта состоит в том, чтобы постепенно увести пациента от исключительной сосредоточенности на самом себе и способствовать его конструктивной работе для других в качестве полезного члена человеческого сообщества. Заботясь о пациенте, психотерапевт служит ролевой моделью для формирования у последнего социального интереса.

 

Роль психотерапевта

 

    Как психотерапевт, Адлер старался установить отношения равенства между пациентом и врачом. Он предпочитал общаться с человеком лицом к лицу, а не сидеть позади лежащего пациента, как практиковал Фрейд. К тому же Адлер использовал в процессе лечения депрессии и неврозов свободное обсуждение, а не свободные ассоциации - основное аналитическое правило Фрейда. Его убеждения, касающиеся отношений врача и больного во время лечения, по-видимому, предвосхитили работу Карла Роджерса.

    «Я говорю [пациентам]: «Вы можете выздороветь за четырнадцать дней, если будете следовать одному рецепту: старайтесь каждый день думать, как вы можете кого-нибудь порадовать»».

    Адлер твердо верил, что людям надо давать возможность действовать самостоятельно. Он считал, что пациент должен работать, чтобы изменить себя. Психотерапевт может предоставить ему лишь свое понимание и поддержку. «Пациент как человек в темной комнате. Он взывает ко мне: „Я не могу выйти“. Я включаю свет и показываю ему дверную ручку. Если он и тогда говорит, что не может выйти, я понимаю, что он не хочет выходить!».

    В психологии Адлера различаются психотерапия и психологическое консультирование. Психотерапия стремится достичь фундаментальных изменений в нездоровом жизненном стиле индивидуума. Консультирование нацелено на изменение поведения в рамках существующего жизненного стиля.

 

другие статьи о психотерапии   1   2   3

 


   Тренинговая компания "Бизнес Партнер" – бизнес тренинги, тренинги для руководителей, корпоративные тренинги, обучение и развитие персонала

    психологическая помощь  Консультация психолога, психотерапевта, психоаналитика в Москве - Психологическое консультирование. Психотерапия (неврозы, психоастении, депрессии, страхи).Психоанализ.

        психологическая помощь Депрессия, лечение депрессии; психологическая консультация и помощь психолога (Москва).